Интервью Чен для журнала "Слово"
Автор Nelson Sufi
Чен - ветеран русского рэпа, создатель культовой группы Broken Sound и известный телеведущий, недавно выпустивший новый сольный альбом «Правда?». Этим диском он не только напоминает о том, каким был и должен быть рэп, но и показывает, что «социальщина» в музыке для умных людей всегда актуальна. Его альбом, контрастируя с модным русским рэпом, наглядно демонстрирует состояние рэпа в России и бездну, в которую большая его часть провалилась. Чену есть что сказать в своём творчестве и, конечно же, с ним было очень интересно обсудить ситуацию с современной хип-хоп культурой. О ней данное интервью.
Не так уж много МС, начавших читать рэп в первой половине 90-х, до сих пор в деле. Поэтому для начала хочу спросить о тех временах. Каким тебе виделся хип-хоп изначально, в условиях недостатка информации, которая есть сегодня?
Не так уж много МС, начавших читать рэп в первой половине 90-х, до сих пор в деле. Поэтому для начала хочу спросить о тех временах. Каким тебе виделся хип-хоп изначально, в условиях недостатка информации, которая есть сегодня?
До 1991 года я слушал хеви-метал – Ozzy Osborne, ACDC и т.д., пока не услышал совместный трек Anthrax и Public Enemy. Случайно записал этот трек с телевизора программы MTV «Heavy Metal Music Collection». Полтрека записалось на конец кассеты и как раз попали первые куплеты Chuk’a D, которые просто взорвали мой мозг. А потом на баскетбольной площадке познакомились с Максом SMX, который и стал впоследствии вторым участником Broken Sound. У него была возможность привозить кассеты из Польши и уже было несколько альбомов Public Enemy, Ice Cube и Ice-T. И те плотные биты и энергетика не уступали хеви-металлу. При том насыщенность битов, наложение огромного количества сэмплов и напор – всё это взрывало! Это была энергичная музыка, как я любил. В ней слышался протест против системы. Нам даже не нужно было переводить тексты, мы чувствовали эти вибрации. Так мы сами начали писать тексты. Изначально они были социальной направленности, так как мы хотели разобраться, что происходит в стране, с молодёжью, с нами, вокруг нас. Мы понимали, что вокруг что-то не так. В этом и заключается большая разница между рэпом тогда и сейчас. Тогда был рэп, а сейчас «рэпчик» с пивасиком и закусочкой. Такое моё мнение.
Если вспомнить МС и группы 90-х, которых уже нет сегодня, в нынешних условиях они бы могли развиваться, и что именно сегодня способствовало бы успеху их творчества?
Я думаю, талантливые исполнители найдут своё место в любую эпоху. Как мне однажды сказал Masta Killa: «Чувак, всё дело в одной песне. Будет хит – будет всё круто». У нас очень мало хитов. И поэтому у нас только несколько топовых рэп-исполнителей, которые смогли пробиться в мейнстрим. Нам, старшему поколению, трудно сейчас, ведь мы живём другой жизнью – у нас семьи, нам нужно зарабатывать деньги. Если ты тогда не добился успеха, а тогда ещё сложнее было добиться успеха, то ты не зарабатываешь этим деньги и тебе сложно удержаться на волне. И мысли совсем другие сейчас. Тем более, что основной слушатель рэпа – молодёжь в возрасте от пятнадцати и старше. Они моложе тебя на двадцать лет, о чём ты можешь им рассказать? Но можно написать хит, если ты достаточно талантлив. Бывает так, что ты написал песню от души, и она зацепила всех. Много критериев для этого и нельзя искусственно создать хит. Может, в поп-музыке и есть рецепты, даже кто-то их когда-то озвучивал, но в рэпе, я думаю, это зависит только от таланта исполнителя.
Кто из российских МС был первым тобою услышанным? Повлиял ли он на твоё становление как МС?
Скорее всего, это были White Hot Ice. Я не помню, какой именно трек. Это была сборка на кассете, может, даже «Трепанация Ч-рэпа». Я помню, что там был очень крутой текст и бит. И мы были настолько удивлены, что можно сделать крутой рэп на русском языке. Мы тогда писали на ломаном английском, отправляли треки Chuck D на радио. Потом уже услышали Bad Balance, Мальчишник, ещё что-то. Но первыми были именно White Hot Ice. Не то, чтобы они повлияли на нас, но то, что можно делать крутой рэп на русском, мы поняли из их записей.
Первый альбом Broken Sound «Нарушители Звука» и сегодня слушается довольно актуально, благодаря тематике текстов. При том, что, несмотря на популярность рэпа, остросоциальная тематика так и осталась уделом немногих исполнителей, да и среди них многие уходят с головой в сомнительные идеологии. Почему, на твой взгляд, рэп у нас говорит больше о наркотиках и тусовках, а не о проблемах?
Всё очень просто. Конечно, уходят в сомнительные идеологии, потому что они хотят оставаться на плаву. Нынешний слушатель хочет слушать рэп на тему, которая ему сейчас интересна. Тинейджеры схавают рэп на темы алкоголя и наркотиков. Социальная тематика остаётся уделом немногих и их, скорее всего, не хочет и не будет слушать широкая аудитория. Сейчас все хотят жить хорошо, и люди видят, что другие люди богаты и живут хорошо. Поэтому какое время сейчас, такая и музыка. Музыка – это отражение нашего времени.
Роль рэпа сегодня часто сравнивают с ролью рок музыки в советское время, но на мой взгляд есть важное отличие, и оно как раз-то касается социальной роли – рок говорил на «запретные» темы, да и сам по себе воспринимался как внешний вызов системе, а рэп является для большинства просто модным стилем музыки. Понятно, что музыка не меняет мир, но она во многом является его отражением. И получается, что тогда молодое поколение, хотя бы его заметная часть, нуждалось в «коллективном голосе», а сегодня достаточно просто качать в такт?
Я бы не сравнивал рэп сейчас и рок тогда. Тогда это было настоящим движением. Я помню как мы фанатели от групп Наутилус Помпилиус и Кино. Это было круто. Это был протест, это была социальная тема. Хотя мы были молодые, но понимали, что мы не одни. Мы были против, ещё не понимая против чего конкретно, но мы были против окружающей системы в целом. А у рэпа в наше время другая роль. Остросоциальная тематика в нём отходит на последний план.
Broken Sound сравнивали с Public Enemy, особенно после того, как Chuck D взял трек «Sounds Iz Broken» в ротацию радио Bring The Noise. Public Enemy остаются классикой социального рэпа. Но современный социальный рэп на западе всё меньше говорит о реальных социальных проблемах и всё больше занимается поиском «масонских символов» на долларовых купюрах и все проблемы объясняет максимально просто – заговор мировой финансовой элиты. Не является ли это упрощением и потерей связи с реальностью, в результате чего рэп превращается в некое «фэнтези», особенно если учесть, что конспиралогические теории активно приправляются астрологией, нумерологией и тому подобными мистическими темами?
Я не знаю, о чём сейчас говорит рэп в Америке. Но, судя по клипам, которые крутят популярные каналы, то это чаще всего RnB в разных интерпретациях. Это понятно, рэп у них стал мейнстримом. И люди стремятся зарабатывать на нём деньги. И нужно ловить эту тему и поддерживать её. Тех рэпперов, которые говорят о социальных темах, можно увидеть в интернете. Хотя те же Public Enemy и сейчас собирают много народу на концертах, на их сайте можно найти расписание не хилых туров и по США и по всему миру. Всё зависит от целей, которые ставит перед собой исполнитель. Если ты хочешь добиться популярности, то должен плыть по модному течению, выбирать тот стиль, который воспринимается и востребован большинством. Но если ты настоящий творческий человек, ты будешь писать только о том, о чём хочешь именно ты. Конечно, есть такие типы, которые специально начинают мусолить популярные темы, тем более, не живя так, как рассказывают в своих треках. Было бы очень смешно, если бы я сейчас читал о наркотиках, о том, как я пью пиво, хожу каждый день к барыге и дерусь в подворотнях. Это было бы неправдой. Может, это звучало бы круто, если обладать талантом и описывать это круто. Но я никогда не буду писать об этом, я никогда не подстраивался под модное течение и тем более, не буду сейчас, в моём возрасте.
Если говорить обо всех твоих альбомах – и в составе Broken Sound и сольных – есть ли темы, о которых ты пишешь и думаешь – это в последний раз, дописываю текст и ставлю точку. Но проходит несколько лет и тебе хочется вновь вернуться к этой теме, раскрыть её с другой стороны? Если да, то какие это темы?
После каждого трека я на самом деле ставлю многоточие. Потому что каждый раз, анализируя какую-то ситуацию, и выплёскивая это в треках, я понимаю, что разобрался в ней возможно не на все 100%. И жизнь показывает, что через год ты можешь думать о тех же вещах уже по-другому. Поэтому мысли в треке – это мысли на данный момент. Те же треки «Властелин времени» с альбома Broken Sound «Нарушители Звука» «и «Возвращение властелинов» с моего сольного диска «Правда?» – они друг друга продолжают. Потому что тема времени волнует меня. Много вещей было сделано неправильно, много людей потеряно. Хочется вернуть многое и понятно, что это уже невозможно. От этого больно. Но иногда хотелось бы, чтобы была такая кнопка, которая могла бы вернуть тебя обратно, хотя бы в один из ключевых жизненных моментов, в котором можно было бы повернуть ход последующих событий.
Альбом «Правда?» много говорит о хип-хопе, о его гламурном разложении. Где грань между «гламурным рэпом», от которого воротит, и интересным развлекательным рэпом, за который не стыдно? И вообще, может ли рэп быть развлекательным или он всегда должен стимулировать мышление и говорить о насущном и серьёзном?
Насчёт грани я не знаю, каждый рисует её для себя сам. У каждого она своя. Для меня это разница, наверное, заключается в том, что гламурный рэп пытается выглядеть более серьёзно, чем развлекательный, но в реальности выглядит смешно. Весь этот фэйковый гламур… Исполнители хотят изобразить из себя очень успешных людей, у которых много денег и женщин. Это выглядит очень смешно. А когда люди интересно стебутся над всяческими жизненными проблемами, в этом нет ничего плохого, и я думаю, такой развлекательный рэп имеет право на существование.
«Негламурный» рэп в России представлен не только сознательными исполнителями, но и гопническим рэпчиком. Это вторая сторона медали, равнозначная гламуру или естественное отражение действительности, как гангста-рэп в США начала 90-х?
Я не знаю, если честно. Всё-таки, мне кажется, всё намного проще. Когда появились треки таких исполнителей как Сява, и народ это схавал, естественно, появилась куча треков на подобную тему, с целью поддержать волну и прокатиться на ней. Вот и всё. Я считаю, что ничего в этом сложного. А настоящая это музыка или нет, мне кажется, что настоящим ценителям рэпа это видно невооружённым взглядом.
Когда ты начал писать альбом «Правда?» ты уже не только много лет читал рэп, но и работал виджеем на канале A-One, то есть, постоянно следил за развитием рэпа в России не только как его участник, но и как журналист. Что за эти годы тебя больше всего удивило в развитии российского рэпа и что больше всего пугает?
Я бы не сказал, что меня что-либо удивило или испугало, скорее всего, были разочарования при прослушивании и просмотре огромного количества аудио и видеоматериала. Я понял и увидел, что очень много одинаковых клипов, при том, что появились технические средства для качественных съёмок. Все стали снимать на Cannon и картинка стала крутой, но содержание осталось пустым и одинаковым. Поэтому я старался показывать те клипы, которые были бы интересны не только видеорядом, но и содержанием. Когда люди заморачиваются над тем же клипом – это интересно, и им за это большой респект. Помимо разочарования, естественно, были положительные эмоции, потому что я понял и увидел, что у нас в хип-хопе есть огромное количество талантливых людей – МС, битмейкеров и клипмейкеров. И я понял, что хип-хоп развивается, пускай особым путём, у нас очень сложным, но интересным. Поэтому не было удивлений и испуга, но были радость и разочарование.
Альбом, затрагивающий насущные темы, сложно оценивать с точки зрения пессимизма/оптимизма, особенно, когда он приправлен долей юмора, но всё-таки – твой взгляд на хип-хоп и на окружающий мир, отражённый в альбоме «Правда?» оптимистичный или пессимистичный?
Я бы сказал, что на альбоме «Правда?», скорее всего, в равной степени присутствует и оптимизм, и пессимизм. Если, например, правда говорит о том, что она уйдёт и спрячется, то в итоге становится ясно, что рано или поздно правда вернётся в том виде, в каком она есть, страшная и противная. А также, если в треке «Где твоя душа, брат» разворачивается фантастическая история о том, что душа человеческая настолько обесценилась со временем, что стала разменной монетой у инопланетян, чтобы гаджеты покупать, то со временем находится человек, который собирает эти души и хранит их до лучших времён. Кассетная версия альбома, а это именно кассетная версия с двумя сторонами А и Б, что делает альбом целостным, заканчивается треком «Хорошо». И этот трек, в конце концов, всё-таки перевешивает в сторону оптимизма.
Недавно A-One изменил формат в сторону рэп-музыки. Понятно, что рэп популярен и это привлекает и радиостанции, и телеканалы. Какие критерии создания формата, на твой взгляд, должны использовать хип-хоп СМИ? Должны ли они фильтровать рэп так, как его фильтруют слушатели – одни не слушают гоп-рэп, другие, наоборот, не слушают классический хип-хоп?
Наверное, должны. Но всё происходит совершенно по-другому. Если на данный момент генеральным продюсером канала является господин Толмацкий, то у него свои критерии для фильтрации рэпа и вообще своё видение хип-хопа. Поэтому, скорее всего, я для себя не увижу там хип-хопа, который знаю и хочу видеть. Люди сидят на своих должностях, и они формируют этот формат. Всё дело в коммерции. Все эти сметы, коммерческие структуры заточены под то, чтобы зарабатывать деньги. Всё определяется популярностью музыки. Если это хип-хоп, то значит, это что-то более близкое к RnB плюс некоторые мейнстрим-команды рэповые. И в других направлениях, в общем-то, та же самая ситуация. Поэтому фильтровать надо самим. И хип-хоп телеканалы крутят для рекламодателей яркой и красочной картинкой. Лучше пойти на торренты и youtube, посмотреть и скачать то, что ты хочешь. Вот и весь фильтр на самом деле.
Назови наиболее ожидаемые тобой события в мирового хип-хопе в ближайшие пару лет?
Я, если честно, ничего уже давно не жду от хип-хопа. С удовольствием слушаю новые альбомы старичков. Может, что-то нахожу для себя новое и в новых исполнителях, но скорее, я уже обращаюсь к соулу, фанку, к более старой музыке. Потому что для меня действительно однообразие, особенно русского рэпа, становится неинтересным. Есть достойные команды, которые экспериментируют, действительно качают, а не жуют сопли об одном и том же. Их интересно послушать. У нас много, повторюсь, талантливых МС, которые себя растрачивают по пустякам, углубляясь, как ты сказал, в сомнительные идеологии. Вот поэтому я ничего на самом деле не жду, но я бы хотел действительно создать свой телеканал, пускай это будет интернет-телеканал, но показывающий действительно настоящий хип-хоп с интересными креативными программами. Конечно, это будет очень сложно сделать, даже не имея больших затрат на эфир, на создание программ требуются какие-то вложения. И вряд ли кто-нибудь подарит или даст денег, чтобы ты прорекламировал его джинсы, сейчас это уже никому не нужно. Поэтому я думаю, ничего глобального в хип-хопе не произойдёт.
Сколько я не пытался отстраниться, всегда возвращался к написанию текстов и битов и, в общем-то, без хип-хопа никогда не получалось. Я думаю, что всё-таки верну свою программу в интернет. С ТВ мы, скорее всего, уже закончим. Тем более, с телеканалом A-One. Хотел бы поблагодарить тех людей, которые помогли мне реализовать мой проект на ТВ. На телеканале осталось небольшое количество тех людей, с которыми я долгое время работал, которых я считаю большими профессионалами и которых я уважаю. Им большой респект. А руководство – это уже другие люди и пришло другое время. К сожалению, это время не моё. И спасибо вам большое за хорошие вопросы.
СКАЧАТЬ TAPE ALBUM: Чен - "Правда?"
Заказать диск: 2.99 Records
Смотреть live видео: Чен - "Урбанапатруль" ~ Чен - "Intro (Flashback)"
Чен в VK: vk.com/id10900897
Автор: Nelson Sufi
Журнал "Слово" в VK: vk.com/club10364610
Источник: slovomag.com/index.php/magazine/139-qslovoq-15
Скачать 15ый номер в формате pdf: yadi.sk/i/FGqCOcOGXYRJVg
Организация интервью: HandsAndLegs
Чен - ветеран русского рэпа, создатель культовой группы Broken Sound и известный телеведущий, недавно выпустивший новый сольный альбом «Правда?». Этим диском он не только напоминает о том, каким был и должен быть рэп, но и показывает, что «социальщина» в музыке для умных людей всегда актуальна. Его альбом, контрастируя с модным русским рэпом, наглядно демонстрирует состояние рэпа в России и бездну, в которую большая его часть провалилась. Чену есть что сказать в своём творчестве и, конечно же, с ним было очень интересно обсудить ситуацию с современной хип-хоп культурой. О ней данное интервью.
Не так уж много МС, начавших читать рэп в первой половине 90-х, до сих пор в деле. Поэтому для начала хочу спросить о тех временах. Каким тебе виделся хип-хоп изначально, в условиях недостатка информации, которая есть сегодня?
Не так уж много МС, начавших читать рэп в первой половине 90-х, до сих пор в деле. Поэтому для начала хочу спросить о тех временах. Каким тебе виделся хип-хоп изначально, в условиях недостатка информации, которая есть сегодня?
До 1991 года я слушал хеви-метал – Ozzy Osborne, ACDC и т.д., пока не услышал совместный трек Anthrax и Public Enemy. Случайно записал этот трек с телевизора программы MTV «Heavy Metal Music Collection». Полтрека записалось на конец кассеты и как раз попали первые куплеты Chuk’a D, которые просто взорвали мой мозг. А потом на баскетбольной площадке познакомились с Максом SMX, который и стал впоследствии вторым участником Broken Sound. У него была возможность привозить кассеты из Польши и уже было несколько альбомов Public Enemy, Ice Cube и Ice-T. И те плотные биты и энергетика не уступали хеви-металлу. При том насыщенность битов, наложение огромного количества сэмплов и напор – всё это взрывало! Это была энергичная музыка, как я любил. В ней слышался протест против системы. Нам даже не нужно было переводить тексты, мы чувствовали эти вибрации. Так мы сами начали писать тексты. Изначально они были социальной направленности, так как мы хотели разобраться, что происходит в стране, с молодёжью, с нами, вокруг нас. Мы понимали, что вокруг что-то не так. В этом и заключается большая разница между рэпом тогда и сейчас. Тогда был рэп, а сейчас «рэпчик» с пивасиком и закусочкой. Такое моё мнение.
Если вспомнить МС и группы 90-х, которых уже нет сегодня, в нынешних условиях они бы могли развиваться, и что именно сегодня способствовало бы успеху их творчества?
Я думаю, талантливые исполнители найдут своё место в любую эпоху. Как мне однажды сказал Masta Killa: «Чувак, всё дело в одной песне. Будет хит – будет всё круто». У нас очень мало хитов. И поэтому у нас только несколько топовых рэп-исполнителей, которые смогли пробиться в мейнстрим. Нам, старшему поколению, трудно сейчас, ведь мы живём другой жизнью – у нас семьи, нам нужно зарабатывать деньги. Если ты тогда не добился успеха, а тогда ещё сложнее было добиться успеха, то ты не зарабатываешь этим деньги и тебе сложно удержаться на волне. И мысли совсем другие сейчас. Тем более, что основной слушатель рэпа – молодёжь в возрасте от пятнадцати и старше. Они моложе тебя на двадцать лет, о чём ты можешь им рассказать? Но можно написать хит, если ты достаточно талантлив. Бывает так, что ты написал песню от души, и она зацепила всех. Много критериев для этого и нельзя искусственно создать хит. Может, в поп-музыке и есть рецепты, даже кто-то их когда-то озвучивал, но в рэпе, я думаю, это зависит только от таланта исполнителя.
Кто из российских МС был первым тобою услышанным? Повлиял ли он на твоё становление как МС?
Скорее всего, это были White Hot Ice. Я не помню, какой именно трек. Это была сборка на кассете, может, даже «Трепанация Ч-рэпа». Я помню, что там был очень крутой текст и бит. И мы были настолько удивлены, что можно сделать крутой рэп на русском языке. Мы тогда писали на ломаном английском, отправляли треки Chuck D на радио. Потом уже услышали Bad Balance, Мальчишник, ещё что-то. Но первыми были именно White Hot Ice. Не то, чтобы они повлияли на нас, но то, что можно делать крутой рэп на русском, мы поняли из их записей.
Первый альбом Broken Sound «Нарушители Звука» и сегодня слушается довольно актуально, благодаря тематике текстов. При том, что, несмотря на популярность рэпа, остросоциальная тематика так и осталась уделом немногих исполнителей, да и среди них многие уходят с головой в сомнительные идеологии. Почему, на твой взгляд, рэп у нас говорит больше о наркотиках и тусовках, а не о проблемах?
Всё очень просто. Конечно, уходят в сомнительные идеологии, потому что они хотят оставаться на плаву. Нынешний слушатель хочет слушать рэп на тему, которая ему сейчас интересна. Тинейджеры схавают рэп на темы алкоголя и наркотиков. Социальная тематика остаётся уделом немногих и их, скорее всего, не хочет и не будет слушать широкая аудитория. Сейчас все хотят жить хорошо, и люди видят, что другие люди богаты и живут хорошо. Поэтому какое время сейчас, такая и музыка. Музыка – это отражение нашего времени.
Роль рэпа сегодня часто сравнивают с ролью рок музыки в советское время, но на мой взгляд есть важное отличие, и оно как раз-то касается социальной роли – рок говорил на «запретные» темы, да и сам по себе воспринимался как внешний вызов системе, а рэп является для большинства просто модным стилем музыки. Понятно, что музыка не меняет мир, но она во многом является его отражением. И получается, что тогда молодое поколение, хотя бы его заметная часть, нуждалось в «коллективном голосе», а сегодня достаточно просто качать в такт?
Я бы не сравнивал рэп сейчас и рок тогда. Тогда это было настоящим движением. Я помню как мы фанатели от групп Наутилус Помпилиус и Кино. Это было круто. Это был протест, это была социальная тема. Хотя мы были молодые, но понимали, что мы не одни. Мы были против, ещё не понимая против чего конкретно, но мы были против окружающей системы в целом. А у рэпа в наше время другая роль. Остросоциальная тематика в нём отходит на последний план.
Broken Sound сравнивали с Public Enemy, особенно после того, как Chuck D взял трек «Sounds Iz Broken» в ротацию радио Bring The Noise. Public Enemy остаются классикой социального рэпа. Но современный социальный рэп на западе всё меньше говорит о реальных социальных проблемах и всё больше занимается поиском «масонских символов» на долларовых купюрах и все проблемы объясняет максимально просто – заговор мировой финансовой элиты. Не является ли это упрощением и потерей связи с реальностью, в результате чего рэп превращается в некое «фэнтези», особенно если учесть, что конспиралогические теории активно приправляются астрологией, нумерологией и тому подобными мистическими темами?
Я не знаю, о чём сейчас говорит рэп в Америке. Но, судя по клипам, которые крутят популярные каналы, то это чаще всего RnB в разных интерпретациях. Это понятно, рэп у них стал мейнстримом. И люди стремятся зарабатывать на нём деньги. И нужно ловить эту тему и поддерживать её. Тех рэпперов, которые говорят о социальных темах, можно увидеть в интернете. Хотя те же Public Enemy и сейчас собирают много народу на концертах, на их сайте можно найти расписание не хилых туров и по США и по всему миру. Всё зависит от целей, которые ставит перед собой исполнитель. Если ты хочешь добиться популярности, то должен плыть по модному течению, выбирать тот стиль, который воспринимается и востребован большинством. Но если ты настоящий творческий человек, ты будешь писать только о том, о чём хочешь именно ты. Конечно, есть такие типы, которые специально начинают мусолить популярные темы, тем более, не живя так, как рассказывают в своих треках. Было бы очень смешно, если бы я сейчас читал о наркотиках, о том, как я пью пиво, хожу каждый день к барыге и дерусь в подворотнях. Это было бы неправдой. Может, это звучало бы круто, если обладать талантом и описывать это круто. Но я никогда не буду писать об этом, я никогда не подстраивался под модное течение и тем более, не буду сейчас, в моём возрасте.
Если говорить обо всех твоих альбомах – и в составе Broken Sound и сольных – есть ли темы, о которых ты пишешь и думаешь – это в последний раз, дописываю текст и ставлю точку. Но проходит несколько лет и тебе хочется вновь вернуться к этой теме, раскрыть её с другой стороны? Если да, то какие это темы?
После каждого трека я на самом деле ставлю многоточие. Потому что каждый раз, анализируя какую-то ситуацию, и выплёскивая это в треках, я понимаю, что разобрался в ней возможно не на все 100%. И жизнь показывает, что через год ты можешь думать о тех же вещах уже по-другому. Поэтому мысли в треке – это мысли на данный момент. Те же треки «Властелин времени» с альбома Broken Sound «Нарушители Звука» «и «Возвращение властелинов» с моего сольного диска «Правда?» – они друг друга продолжают. Потому что тема времени волнует меня. Много вещей было сделано неправильно, много людей потеряно. Хочется вернуть многое и понятно, что это уже невозможно. От этого больно. Но иногда хотелось бы, чтобы была такая кнопка, которая могла бы вернуть тебя обратно, хотя бы в один из ключевых жизненных моментов, в котором можно было бы повернуть ход последующих событий.
Альбом «Правда?» много говорит о хип-хопе, о его гламурном разложении. Где грань между «гламурным рэпом», от которого воротит, и интересным развлекательным рэпом, за который не стыдно? И вообще, может ли рэп быть развлекательным или он всегда должен стимулировать мышление и говорить о насущном и серьёзном?
Насчёт грани я не знаю, каждый рисует её для себя сам. У каждого она своя. Для меня это разница, наверное, заключается в том, что гламурный рэп пытается выглядеть более серьёзно, чем развлекательный, но в реальности выглядит смешно. Весь этот фэйковый гламур… Исполнители хотят изобразить из себя очень успешных людей, у которых много денег и женщин. Это выглядит очень смешно. А когда люди интересно стебутся над всяческими жизненными проблемами, в этом нет ничего плохого, и я думаю, такой развлекательный рэп имеет право на существование.
«Негламурный» рэп в России представлен не только сознательными исполнителями, но и гопническим рэпчиком. Это вторая сторона медали, равнозначная гламуру или естественное отражение действительности, как гангста-рэп в США начала 90-х?
Я не знаю, если честно. Всё-таки, мне кажется, всё намного проще. Когда появились треки таких исполнителей как Сява, и народ это схавал, естественно, появилась куча треков на подобную тему, с целью поддержать волну и прокатиться на ней. Вот и всё. Я считаю, что ничего в этом сложного. А настоящая это музыка или нет, мне кажется, что настоящим ценителям рэпа это видно невооружённым взглядом.
Когда ты начал писать альбом «Правда?» ты уже не только много лет читал рэп, но и работал виджеем на канале A-One, то есть, постоянно следил за развитием рэпа в России не только как его участник, но и как журналист. Что за эти годы тебя больше всего удивило в развитии российского рэпа и что больше всего пугает?
Я бы не сказал, что меня что-либо удивило или испугало, скорее всего, были разочарования при прослушивании и просмотре огромного количества аудио и видеоматериала. Я понял и увидел, что очень много одинаковых клипов, при том, что появились технические средства для качественных съёмок. Все стали снимать на Cannon и картинка стала крутой, но содержание осталось пустым и одинаковым. Поэтому я старался показывать те клипы, которые были бы интересны не только видеорядом, но и содержанием. Когда люди заморачиваются над тем же клипом – это интересно, и им за это большой респект. Помимо разочарования, естественно, были положительные эмоции, потому что я понял и увидел, что у нас в хип-хопе есть огромное количество талантливых людей – МС, битмейкеров и клипмейкеров. И я понял, что хип-хоп развивается, пускай особым путём, у нас очень сложным, но интересным. Поэтому не было удивлений и испуга, но были радость и разочарование.
Альбом, затрагивающий насущные темы, сложно оценивать с точки зрения пессимизма/оптимизма, особенно, когда он приправлен долей юмора, но всё-таки – твой взгляд на хип-хоп и на окружающий мир, отражённый в альбоме «Правда?» оптимистичный или пессимистичный?
Я бы сказал, что на альбоме «Правда?», скорее всего, в равной степени присутствует и оптимизм, и пессимизм. Если, например, правда говорит о том, что она уйдёт и спрячется, то в итоге становится ясно, что рано или поздно правда вернётся в том виде, в каком она есть, страшная и противная. А также, если в треке «Где твоя душа, брат» разворачивается фантастическая история о том, что душа человеческая настолько обесценилась со временем, что стала разменной монетой у инопланетян, чтобы гаджеты покупать, то со временем находится человек, который собирает эти души и хранит их до лучших времён. Кассетная версия альбома, а это именно кассетная версия с двумя сторонами А и Б, что делает альбом целостным, заканчивается треком «Хорошо». И этот трек, в конце концов, всё-таки перевешивает в сторону оптимизма.
Недавно A-One изменил формат в сторону рэп-музыки. Понятно, что рэп популярен и это привлекает и радиостанции, и телеканалы. Какие критерии создания формата, на твой взгляд, должны использовать хип-хоп СМИ? Должны ли они фильтровать рэп так, как его фильтруют слушатели – одни не слушают гоп-рэп, другие, наоборот, не слушают классический хип-хоп?
Наверное, должны. Но всё происходит совершенно по-другому. Если на данный момент генеральным продюсером канала является господин Толмацкий, то у него свои критерии для фильтрации рэпа и вообще своё видение хип-хопа. Поэтому, скорее всего, я для себя не увижу там хип-хопа, который знаю и хочу видеть. Люди сидят на своих должностях, и они формируют этот формат. Всё дело в коммерции. Все эти сметы, коммерческие структуры заточены под то, чтобы зарабатывать деньги. Всё определяется популярностью музыки. Если это хип-хоп, то значит, это что-то более близкое к RnB плюс некоторые мейнстрим-команды рэповые. И в других направлениях, в общем-то, та же самая ситуация. Поэтому фильтровать надо самим. И хип-хоп телеканалы крутят для рекламодателей яркой и красочной картинкой. Лучше пойти на торренты и youtube, посмотреть и скачать то, что ты хочешь. Вот и весь фильтр на самом деле.
Назови наиболее ожидаемые тобой события в мирового хип-хопе в ближайшие пару лет?
Я, если честно, ничего уже давно не жду от хип-хопа. С удовольствием слушаю новые альбомы старичков. Может, что-то нахожу для себя новое и в новых исполнителях, но скорее, я уже обращаюсь к соулу, фанку, к более старой музыке. Потому что для меня действительно однообразие, особенно русского рэпа, становится неинтересным. Есть достойные команды, которые экспериментируют, действительно качают, а не жуют сопли об одном и том же. Их интересно послушать. У нас много, повторюсь, талантливых МС, которые себя растрачивают по пустякам, углубляясь, как ты сказал, в сомнительные идеологии. Вот поэтому я ничего на самом деле не жду, но я бы хотел действительно создать свой телеканал, пускай это будет интернет-телеканал, но показывающий действительно настоящий хип-хоп с интересными креативными программами. Конечно, это будет очень сложно сделать, даже не имея больших затрат на эфир, на создание программ требуются какие-то вложения. И вряд ли кто-нибудь подарит или даст денег, чтобы ты прорекламировал его джинсы, сейчас это уже никому не нужно. Поэтому я думаю, ничего глобального в хип-хопе не произойдёт.
Сколько я не пытался отстраниться, всегда возвращался к написанию текстов и битов и, в общем-то, без хип-хопа никогда не получалось. Я думаю, что всё-таки верну свою программу в интернет. С ТВ мы, скорее всего, уже закончим. Тем более, с телеканалом A-One. Хотел бы поблагодарить тех людей, которые помогли мне реализовать мой проект на ТВ. На телеканале осталось небольшое количество тех людей, с которыми я долгое время работал, которых я считаю большими профессионалами и которых я уважаю. Им большой респект. А руководство – это уже другие люди и пришло другое время. К сожалению, это время не моё. И спасибо вам большое за хорошие вопросы.
СКАЧАТЬ TAPE ALBUM: Чен - "Правда?"
Заказать диск: 2.99 Records
Смотреть live видео: Чен - "Урбанапатруль" ~ Чен - "Intro (Flashback)"
Чен в VK: vk.com/id10900897
Автор: Nelson Sufi
Журнал "Слово" в VK: vk.com/club10364610
Источник: slovomag.com/index.php/magazine/139-qslovoq-15
Скачать 15ый номер в формате pdf: yadi.sk/i/FGqCOcOGXYRJVg
Организация интервью: HandsAndLegs
СПИСКИ:
ТОП ТЭГОВ:
5day, BlazeTV, Concord, Cu (MicroElement), Fint, Handle, HandsAndLegs, HIGH SEASON, ILLSOUL, IQ, iZReaL, Jazq, KREAL, L, LoveMic, MC Check, Pinatri, Prime Evilz Family, RaMIRO, RapNovosti.Com, RE-pac, Sayaf, Sir-J, Staff'ka, TaGGer, Urbana, YG, Айли Вайт Нигга, Амру, Белов, Движуха, Дядя Юра, МДМ Grand Mic, Панама, Пухх, Сбитый c Пути, Слово журнал, ТТТ, Фургон, Чен (Broken sounD)
Показать все теги
Показать все теги
H&L В СОЦ.СЕТЯХ: